11 янв. 2017 г.

Про Исаакиевский собор

Про Исаакиевский собор и передачу его РПЦ пару слов. Я не знаю всех подробностей, но в прошлом была знакома с ситуацией по другим историческим объектам в городе. Достопримечательностей у нас много, их все нужно содержать. А денег у города нет. Поэтому муниципальные власти стараются как-нибудь повесить объект на федеральный бюджет. В недавнем прошлом исторические объекты вешали или на Эрмитаж, или на Русский музей, таким образом удавалось снизить затраты города на их содержание. Несчастный Летний сад повесили на Русский музей, хотя тот от сада отбрыкивался. На реставрацию в результате выделили деньги из федерального бюджета, который был неудачно, но освоен, а мы, олдстеры, теперь туда не заходим, чтобы не злиться.

Причина, по которой Полтавченко хочет передать Исаакий РПЦ, ровно та же - нет денег. А РПЦ их найдет. Место туристическое, посещаемое, РПЦ рассчитывает извлечь из него не только репутационный, но и материальный профит. С другой стороны, это сейчас музей, на котором тоже висит несколько исторических объектов, а музейные справедливо беспокоятся, что РПЦ сменит акценты и будет насаждать свои порядки и своих людей.

С точки зрения города это спор о финансировании, а структура финансирования там сложная, и я её не знаю. Есть само здание Исаакиевского собора, которое принадлежит городу и содержится на какие-то деньги, есть организация - музей - которая ведает этим зданием и историческими объектами, находящимися там. Музей тоже на что-то существует, более того, он располагается в здании - то есть, там сидят и работают сотрудники, которым светит выселение куда-то за пределы Исаакия. Есть туристический сектор.  Есть реставраторы. Как правило, это множество взаимосвязанных структур, которые могут быть при этом разрозненными ООО.

Реальное положение дел должны знать музейные.

В итоге, город хочет повесить объект на кого-то у кого есть деньги и кто согласен его взять себе, но при условии, что музей будет сохранен и РПЦ найдет с ним общий язык. Музей будет жить на бюджетные деньги, собор - на церковные. Этого им хочется в идеале. Потому что церковь может отжать такую важную статью дохода, как туристические поступления.

На самом деле ситуация сложная. Просто прежде, чем махать руками "Всё пропало!", надо знать, каково реальное положение дел и в чем корень проблемы. Летний сад вот передали Русскому музею и там такой безобразный новодел и ужас теперь. Потому что надо было освоить деньги, а то больше не дадут.  Тут никогда не знаешь, что хуже-то.

Но и в городе, и в мире множество религиозных строений, которые являются историческими памятниками, принадлежит церкви и ничего. Хотя  РПЦ, конечно, себе уже заработала скверную репутацию. 

42 комментария:

  1. Жаль, что нельзя его просто сдавать в аренду РПЦ за деньги для регулярных служб. Чтобы и волки сыты, и горожане не паниковали. Опасения понятны, но, с другой стороны, Казанский ведь, если я правильно понимаю ситуацию, в ведении РПЦ и ничего - туристы шастают, служба идет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так и Смольный собор недавно передан РПЦ.
      Меня больше беспокоит их оживление на Сенной - вместо старой часовенки они строят новую, побольше, раз с церковью не вышло, и уже поставили ларёк!!! Первый ларёк на Сенной после зачистки.

      Удалить
    2. Горожанам-то при примитивном взгляде вообще нечего беспокоиться - собор будет работать как и раньше, плюс службы время от времени. Пролема а) с музеем, непонятно, что с ним будет, ведь им придется съехать, а их 400 человек, б) с финансированием музея - они получали часть денег с туризма, часть от города, еще что-то из федерального бюджета, как я понимаю. С приходом РПЦ они могут существенной части этих денег лишиться.

      Удалить
    3. Ого. Упорные. Со Смольным вообще разрушили легенду экскурсоводов о том, что собор никогда не будет освящен.

      Удалить
    4. Горожане в Петербурге в принципе беспокоятся, когда дело касается исторических памятников. Вот насчет Музея Арктики и Антарктики я сильно беспокоилась, хотя там вроде даже не РПЦ. Возможно, есть страх, что музейных часов будет меньше и на входе будут пытаться нарядить в платок и вот этот фартук, который женщинам в брюках выдают. Но опыт Казанского показывает, что в туристических местах все цивилизовано.

      Удалить
    5. Со Смольным - город раз бы эти объекты перекинуть на кого-нибудь, кто будет их содержать. Вот только частные структуры с историческим наследием обращаются совершенно варварски - уродуют фасады, достраивают мансарды и этажи, уничтожают интерьеры и тд. Посмотрите на Талион на Мойке или достроенный этаж рядом с Исаакием у W. Поубивала бы. Сопромадзе себе такого не позволял.

      Удалить
    6. В Смольном не нравится СПБГУ - там иногда прямо такой студенческий городок в духе старинных ВУЗов наблюдался - историческая архитектура, студенты на газонах, велосипеды. Не знаю, как там теперь все будет устроено.

      Уничтожителей, конечно, поганой метлой надо гнать (хотя, пореставрировав полгода просто квартиру в старом фонде начинаешь и их невольно где-то понимать), но кто нам даст, когда у нас в 17-году даже Аврора - новодел :)

      Удалить
  2. О каком переносе содержания идет речь, если содержание, и реставрацию, и коммуналку объектов культурного наследия будет по закону оплачивать бюджет, даже если сидеть там будут попы. По факту это попы отжимают недвижимость, что бы заграбастать себе имеющиеся плюшки.
    Если вы не знаете, то попы наоборот полученную в виде полуруин недвигу норовят оформить культурным наследием именно для получения госденег. РПЦ тратить свои деньги не будет.
    У нас в Ярославской губернии такая же ситуация - попы отжимают (и практически уже отжали) два крупных госмузея. Тема эта началась практически одновременно с Исакием и Смольным

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы упускаете из виду, что нет единого "госбюджета" - есть бюджет федеральный, есть городской. Это как минимум. Город всеми силами пытается памятники архитектуры как-то со своего баланса сбросить. И городу всё равно, где РПЦ будет брат деньги - из федерального бюджета, так из федерального, главное - не из городского. РПЦ бы ничего у вас не отжала, если бы гмуниципалы не видели в этом выгоды.

      Удалить
    2. Так и РПЦ пофиг из какого бюджета они будут получать деньги, трясти они будут всех кроме своей мошны. Из федерального проще и денег там больше.
      А нашим муниципалам пофигу - финансирование из областного и федерального бюджета, им главное что бы их с теплых местечек в преддверии пенсии не выкинули из-за скандалов, музейщики так вообще молчат в тряпочку((

      Удалить
    3. Вернемся к теме разговора - все эти перекидывания памятников от одной организации другой есть лишь следствие перераспределения бюджетных денег.

      Удалить
  3. я где-то читал (не сейчас, может быть, год назад), что Исаакий не просто полностью самоокупаемый, а давно прибыльный и даже приносит деньги в бюджет СПб). Буров не хочет отдавать кормушку, попы кормушку отжимают. Попы сильнее. Нафинг нью, джаст бизнес.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Они говорят о самоокупаемости, но думаю, бюджетных поступлений там до фига и больше. Самоокупаемый кто именно - музей? Здание собора? Это разные организации. Там такая организационная структура, что, думаю, разобраться в ней не просто.
      Хочу напомнить, что здание собора остается в собственности государства. Там еще надо читать, какова законная процедура подобной передачи и что собственно передается и на каких условиях.

      Удалить
    2. Всё верно, на предыдущем цикле активно говорили о том, что сейчас Исаакий на самоокупаемости. Отчего-то тогда не подчеркивали разницу между музеем и зданием, предполагалось что музей расположен в здании и о здании заботится. Я не понимаю, почему сейчас вдруг стало не так, прошло всего около года, кажется, может лишь чуть больше.

      И да, никаких денег кроме бюджетных РПЦ ещё нигде не искало. Известно что-нибудь хоть об одном крупном культурном проекте РПЦ, кроме дворца в Геленджике?

      Удалить
    3. Мне кажется, что вы не стали читать пост.

      Удалить
  4. Имел на эту тему беседу в новогоднюю ночь. Свояченица (дама эмоциональная и неполживая) сетовала на засилье РПЦ, рыдала о невозможности посещения концертов в Смольном, о грядущей утрате Исаакия и невозможности посещения концертов там. Пришлось прочесть вводную лекцию, коснувшись, вкратце, действующего законодательства в области охраны памятников истории и культуры, градостроительства и архитектуры, состояния дел в отрасли, производственных, технических и кадровых проблем. В завершении перешел к состоянию умов граждан и царящих в обществе нравов. Привел несколько ярких примеров, в том числе из собственного опыта. Выслушав меня девушка сказала, что в свете всего услышанного передача собора уже не кажется ей проблемой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Проблемы там есть, конечно, но не те, какие видит обыватель.

      Удалить
  5. Вообще-то круг замкнулся. Я давно живу на Земле и застал времена, когда каждый уважающий себя ленинградский интеллигент вешал в квартире на видное место портрет Старины Хэма в свитере и с бородой. Рядом в обязательном порядке висела икона. И то и другое вместе с именованием улиц строго на старый лад (Кирочная-Пипирочная) выдавало человека широких взглядов и свободной мысли. Помню я и перестроечное камлание о России, которую мы потеряли, об охулиардах умученных священников и просто верующих. Разрушенных, заброшенных, снесенных храмах, о духовности, наконец. Казалось-бы благословенные времена настали, охулиарды народных денег тратятся на реставрацию и воссоздание храмов, священники в фаворе. И где этот милый, теперь уже питерский, инеллигент? Он снова в контрах. Проклятые попы, где светскость, где свободы? Здравствуй, 17й год!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не то чтобы я защищал среднего пипирочного интеллигента, но церковь очень постаралась (и продолжает стараться!) над своим имиджем. Очень.

      Удалить
    2. Интеллигентам никогда не угодишь. Имидж у церкви такой же как у любого общественного института, неоднозначный. А вопросы морали и веры взрослый человек для себя уже должен уметь решать сам

      Удалить
    3. 2 zodchiy_rossi
      Гы. В подвальном ярусе Ямского рынка есть две барахолки. В одной - беспорядок из всего подряд от елочных игрушек и старых бус до чьей-то дачной мебели, часто уцелевшей частично. Во второй - спокойнее, монеты, открытки, кажется, печатная машинка. Владелец второй сидит под портретом Старины Хэма в свитере и с бородой и раздраженной фыркает о владельцах первой "Люмпены! Им бы лишь бы что-нибудь продать и пропить". (Ничего, мол, не почиют в искусстве). Иконы не видела, но думаю, что бы в портрете подправить может.

      Удалить
  6. Как музейный могу точно сказать-никаких денег собору на надо. Просто потому что он-один из двух(!) музеев в городе, которые самоокупаются.
    Как следствие-всё это не вопрос на чей баланс скинуть денежный пылесос.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Музей никуда и не девается. как структура. Во всяком случае, пока. Денег собору по любому надо.

      Удалить
    2. В прошлый раз попы грозили сделать бесплатный доступ в собор, например. Как это вяжется с самоокупаемостью, непонятно.

      Удалить
    3. А второй Эрмитаж. Про Русский музей-не помню, поэтому рассказывать не буду, но скорее всего, нет.

      Удалить
    4. У Русского музея на балансе столько объектов, что им сто лет на окупаемость не выйти - трат на содержание всего хозяйства до черта.

      Удалить
  7. Он самоокупаемый, про это уже несколько лет подряд пишут. Вот нашел информацию.
    "Серьезные деньги приносит и музей-памятник «Исаакиевский собор», в который сейчас, помимо самого Исаакия, входит Спас-на-Крови и Сампсониевский собор. В 2015 году музей также получал доход от посещения туристами Смольного собора, однако с января 2016 года тот полностью передан в ведение РПЦ. Вместе с ним в минувшем финансовом году музей-памятник заработал около 730 млн рублей. Субсидия была нулевой: все деньги ведомства Николая Бурова получило от продажи билетов и проведения концертов в Смольном соборе. При скромных расходах на собственные нужды чистая прибыль составила 700 млн. Столь же успешным был и 2014 год – почти 900 млн.
    http://flowerspbmax.livejournal.com/479688.html там ссылка на фонтанку

    ОтветитьУдалить
  8. Если А. Венедиктов не врёт - «музей доходен – 466-219=247 млн рублей или 4 млн долларов в год.»

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Что это за цифры? Прибыль? Просто доход? В штате музея 400 человек. 250 млн делим на количество людей и 12 месяцев - 51 тысяча рублей на человека в месяц. На зарплату они зарабатывают. Остальное из чего? Дальше, я в посте написала, что не надо путать сам памятник и организацию под названием "музей". Само здание требует больших средств на содержание и реставрацию. Я думаю, там всё гораздо сложнее. Для того, чтобы делать какие-то выводы, надо разбираться с организационной структурой, с собственностью и со структурой финансирования.

      Удалить
    2. Возможно, будет как с Храмом ХС в Москве. Расходы будет нести городской бюджет, получать доход от сдачи в аренду помещений — патриархия.

      Удалить
    3. Вот опасения, что РПЦ станет требовать денег у города на содержание памятника, являются существенным аргументом, который сейчас предъявляют Полтавченко. К сожалению, мы не знаем, на каких условиях собор планируют передать в пользование. А его передают не в собственность, а в пользование. Я думаю, Полтавченко как раз рассчитывал, что РПЦ будет брать деньги у федералов.

      Удалить
    4. Извините за длинную цитату, но вынужден привести текст А. Венедиктова целиком:
      "За 2016 год Исаакиевский собор посетило 2,38 млн. человек. Из них богослужений – 18 тыс 400 человек или 0,78%
      За тот же год выручка собора составила 466 813 877 рублей.
      Из них стоимость билетов 436 588 720 рублей или 93%
      Вот за что хочется забрать Исаакий – 7, 276 миллионов долларов в год.
      Ну а расходы – скажете вы, расходы – ведь РПЦ уже дотации просит!!!
      А расходы собора 219 млн рублей.
      Все равно музей доходен – 466-219=247 млн рублей или 4 млн долларов в год."

      Удалить
    5. Вот так уже попонятней.
      А теперь расширим картину. В ведении гсударственного учреждения "Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" до недавнего времени было 4 собора - Сампсониевский, Смольный, Спас-на-Крови и Исаакий. Три последних были популярны среди туристов, особенно Исаакий и Спас. Смольный и Сампсониевский уже переданы РПЦ. Когда Венедиктов говорит о самоокупаемости, о самоокупаемости чего именно идет речь? О всех туристических объектах "Музея "Исаакиевский собор" или только самого Исаакия? В курсе ли Венедиктов, на каких условиях Исаакий планировали передать в пользование? Об этом никто не говорит, к сожалению, я пыталась найти хоть что-то.
      Туристическая касса по условиям оставалась, как я поняла из интервью Бурова, за музеем, но музей боялся, что бесплатный доступ для верующих снизит продажи билетов, а стало быть, денег поступать ни им, ни в бюджет не будет.
      Расходы собора мне кажутся заниженными (я не очень понимаю, что имеется в виду, но допустим, содержание здания)- кроме технического содержания есть еще реставрация фасадов, поддержание территории, услуги охраны и тд. Тот же Буров говорит, что у них идет дорогостоящая реставрация, которая планировалась вплоть до 28-го года. Это все на 200 миллионов рублей?
      А расходы музея, самой организации, каковы и из каких денег покрываются?
      Я по-прежнему утверждаю, что мы практически ничего не знаем об истинном положении дел.

      Удалить
    6. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
  9. Исаакий и Спас зарабатывают вдвоем столько денег, что хватает на реставрацию самих себя и раньше еще оставалось на Спас со Смольным, которые были на подсосе. не 250, а 700. Буров не раз говорил, что из казны не берет, а платит в нее налог около 80 млн. в год. "Безвозмездное пользование", в которое оформляются для церкви культовые сооружения, означает "мы торгуем всем - привозим паломников за деньги, продаем записки за 200 рублей штука (ну, это такая практика, когда подаются записки на молитвы за конкретного человека), крестим и венчаем по тарифу - как вы думаете, сколько будет стоить венчание в Исаакии? у нас столько нету в бисерных кошелечках - ну и не платим НДС и налог на имущество, а также не платим за электричество, свет и воду, эти низкие материи оплачивает государство из бюджета - городского или федерального, и главное - государство несет на себе бремя реставрации. А это в случае Исаакия процесс реально непрерывный, и это дорого, зайдите, подымите голову там - там на потолке огромные площади росписей заклеены реставраторами бумагой в процессе подновления, весь западный портик внутри в лесах. Он же начал плыть от влаги еще при строительстве, почему некоторые живописные куски и меняли срочно на мозаики. "Музей остается" - нет. В нынешнем варианте экскурсия 45 мин. входит в цену входного билета. Экскурсии серьезные, разработанные по методическим планам, экскурсоводов готовят, экзаменуют, отсебятины говорить нельзя. Инвалидов по записи бесплатно поднимают на лифте на пространство на крыше под коллонадой и возят с экскурсией тоже. Экскурсии специальные для школьников. И вы будете смеяться - но и для слепых. Я раз видала такую на Спасе - им разрешили зайти в Сень (место убийство Александра), и трогать руками резьбу и все это. Сравним с "экскурсиями" в Казанском - в углу пыльная стойка с надписью "экскурсии", сколько заходила - она все время закрыта, групп экскурсантов вообще нет, кроме пришлых от турфирм. Вот как-то так. В общем, пропал Калабуховский дом. Живопись поплывет, казну начнут доить в меру способностей, а любви как не было так и не будет. Вдобавок Варсонофий хочет оттяпать комплекс монастыря вокруг Смольного собора и сделать там вторую Лавру - выгнать Универ, КУГИ, Канадский колледж и кто еще там сидит. Потом Спас. Ну хоть Спас не посыплется - его, с учетом ошибок Исаакия, сразу сделали на мозаиках.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. сорри, "раньше оставалось еще на Сампсоний со Смольным" - в Сампсонии уникальный алтарь отреставрировали, самый красивый и безумный в городе, ну и содержание.

      Удалить
    2. Во, спасибо за подробный разбор. Но я всё же напомню, что муниципалы живут по своей логике и в другой, отличной от нашей реальности. Для нас нет разницы, чей бюджет расходуется - городской, областной или федеральный (хотя это мы зря), а для них это критично. Отсюда это жонглирование объектами с единственной мыслью в их головах - "не важно, где они возьмут деньги, главное, не в нашей кассе".

      Удалить
  10. а, ну и музей не остается в том смысле, что Варсонофий попрет нынешний музей как структуру. и сделает свой "музей" вроде стойки в Казанском соборе. он в таких контрах с нынешними музейщиками, что не служит в соборе по великим праздникам, хотя имеет полный доступ, из принципа.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хочется намного заступиться за Казанский: все-таки экскурсии там ведут тоже интересно и со знанием, но да - это уже после ожидания у стойки туристической группы, чтобы к ней присоединиться.

      Удалить

Здесь иногда пропадают комменты - это баг.