4 окт. 2009 г.

Как снять культовое кино

"Опасные дни" досмотрены. Если кто интересуется - официальное название Dangerous Days: Making Blade Runner, он был выпущен к 25-летию "Блэйдраннера" в составе юбилейного комплекта на DVD, куда входила и режиссерская версия фильма "Blade Runner: Director's Cut" (без финальной сцены с поездкой навстречу солнцу и закадрового голоса). В русских торентах он есть. В оригинальной версии (я качала с "Бухты") имеются встроенные субтиры на английском. Объем - 7 гигабайт.

"Опасные дни" без преувеличения обязательны к просмотру тем, кто занят в кинопроизводстве. Это подробное техническое описание "Как это делается": вот так снимается кино и так работает команда, хотя Ридли Скотт тиран и деспот и не давал им никакой свободы действий, контролируя буквально всё. Проще говоря, он не давал чихнуть без своего вмешательства никому, начиная от сценаристов и арт-директора и заканчивая оператором и актерами. Он всегда всё знал лучше. В фильме никто из участников не сказал, что они его ненавидели, но всё же в мягкой форме дали это понять. В конце концов, пришлось смириться. Больше всех, по-моему, страдал Харрисон Форд, который не привык, чтобы с ним обращались, как с мебелью. Коппола (Форд перед этим снялся в "Разговоре"), Спилберг, Лукас позволяли ему участвовать в процессе, обсуждали с ним роль, слушали его предложения. Скотт морил его на съемочной площадке целыми днями, заставляя ждать, когда до Форда дойдет дело. Но при этом cityspeak, на котором изъясняется Гафф, был полностью придуман Эдвардом Олмосом, который его сыграл. Олмос соорудил этот язык из нескольких фраз на венгерском, корейском и японском. Всё, что он говорит, на этом зверском языке, на самом деле имеет реальный смысл (фанаты давно перевели). В "Днях" рассказывают, что по слухам в Венгрии зал хохотал, разобрав родную речь (Гафф называет Декарда "хреном конячим" по-венгерски).

Но главное - это огромная работа иллюстраторов, дизайнеров, не в нашем российском смысле, а настоящих, которые умеют проектировать и делать вещи, механиков, инженеров. Бесконечные чертежи и синьки. Каждая деталь, каждая уличная реклама была продумана, отрисована и утверждена у Скотта. Многое не попало в кадр вообще.
Удостоверение Декарда:

Логотип для полицейской машины:

Еще логотипы:

Эскиз уличного кафе:

Тонны рисунков, эскизов, раскадровок, многие из которых были сделаны самим Скоттом ("Я же умею рисовать" - говорит он). И всё это делали не очень-то молодые на тот момент дядьки, большинство из которых выглядели как обычные инженеры - борода, очки, и только специалист по машинам и всему, что движется, похож на рок-звезду в отставке. Странно, что в "Днях" они ни слова не сказали о костюмах и среди рассказчиков не было Майкла Каплана, который получил премию БАФТА за работу в "Блэйдраннере", а позже был художником по костюмам для "Мистер и миссис Смит" и "Бойцовского клуба".

Множество забавных решений было придумано из экономии - использовались детали декораций и реквизита из других фильмов, в частности, "Звездных войн". Панорама Лос-Анжелеса была построена в студии и расчитана так, чтобы точно уложиться в кадр. За пределами кадра не должно было быть ничего - каждый лишний сантиметр стоил денег. Чтобы добиться глубины переспективы они дымили со страшной силой, но дым оседал, так что пришлось строить целую систему из вентиляторов. В "Блэйдраннере" нет ни одного компьютерного эффекта, хотя в режиссерской версии всё же потом пришлось кое-что исправлять с помощью цифровых технологий (например, убирать троссы, на которых поднимают машину с Гаффом и Декардом, они были видны).

Последняя часть фильма посвящена провалу и последующему взлёту (инвесторы, кстати, отказались от денег от последующих продаж, а хотели только процент от проката и страшно попали). Одной из причин называют выход "E.T.". На фоне сладкой и сентиметальной спиберговской истории "Блэйдраннер" был слишком мрачен, в нем было мало действия. Он не попал в настроенческий тренд. Отдельно отмечена ругательная рецензия Иберта. Критики - те же медиумы, они могут иметь ложные видения. Тем временем, "Блэйдраннеру" скоро исполнится 30 лет. И он прекрасно себя чувствует.

"Опасные дни" сами по себе очень интересны, даже если бы речь шла о каком-то другом культовом фильме. Три с половиной часа, плотно насыщенных информацией - рассказами, кадрами со съемок, невошедшими сценами, рабочими материалами, бессмысленно пересказывать. Если у кого-то хватить терпения и трафика качать, то оно стоит того.

2 комментария:

  1. Есть еще сравнительна старая документалка 2000 года о том же On the Edge of Blade Runner.
    Можно скачать, можно посмотреть на ютубе (6 частей)
    http://www.youtube.com/watch?v=PlUtYO2wL9E
    Если Вы не видели, посмотрите, тоже хорошая

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, посмотрю обязательно.

    ОтветитьУдалить

Здесь иногда пропадают комменты - это баг.